КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ « ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА»

Как показывает анализ несчастных случаев, в 9 случаях из 10 дети своевременно не заметили опасную для себя машину и не принимали ее в расчет.

Это позволяет сделать вывод о том, что дети плохо умеют наблюдать, ориентироваться в дорожной обстановке, оценивать и предвидеть опасность. Поэтому необходимо учить детей не только соблюдать правила дорожного движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться.

Необходимо учесть, что основной способ формирования у детей навыков поведения — наблюдение, подражание поведению взрослых и, прежде всего родителей.

Многие родители, не понимая этого, сами, личным примером, обучают детей неправильному поведению.

Находясь на улице с ребенком.

— на проезжей части не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом. Иначе вы обучите ребенка спешить и бегать там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.

— выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры; ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги разговоры излишни.

— никогда не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте и показывайте ребенку всякий раз, что идете строго поперек улицы.

— никогда не переходите дорогу на красный сигнал светофора. Если ребенок делает это с вами, он тем более сделает это без вас.

— переходите проезжую часть дороги только по пешеходным переходам или на перекрестках — по линии тротуаров. Если вы приучите ребенка переходить, где придется, никакая школа не в силах будет переучить его.

— из автобуса старайтесь выходить первым, впереди ребенка. В противном случае маленький ребенок может упасть, ребенок постарше в этот момент может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть дороги. Если вы выходите из автобуса с ребенком последними, будьте осторожны. Лучше предупредите водителя (чтобы он не закрыл двери, думая, что высадка закончена).

— привлекайте ребенка к участию в Вашем наблюдении обстановки на дороге, показывайте ему те машины, которых надо остерегаться, которые готовятся поворачивать, которые едут с большой скоростью и их надо пропустить, которые вы заметили издали.

— подчеркивайте свои движения, находясь с ребенком; поворот головы для осмотра улицы, обстановку для пропуска машин; обстановку для осмотра дороги — если ребенок заметил это, значит он обучается на вашем примере.

— не выходите с ребенком из-за машины или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу; это типичная ошибка детей, и надо, чтобы они ее не повторяли.

— не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас — этим вы обучаете его идти через дорогу не глядя по сторонам.

— маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать его при попытке вырваться. Это тоже типичная причина несчастных случаев.

Учите ребенка смотреть.

у ребенка должен быть навык — прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает улицу в обоих направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма!

особенно внимательно надо осматривать улицу, когда с противоположной стороны находится родной дом, знакомые, родные; когда ребенок переходит улицу вслед за другими детьми и взрослыми. В этих случаях легко не заметить машину;

осматривать дорогу нужно несколько раз, так как обстановка на дороге может измениться.

Учите ребенка замечать машины.

— иногда ребенок смотрит, но не замечает, например, легковую машину или мотоцикл издалека. Научите его всматриваться вдаль и быстро замечать машину, мотоцикл, мотороллер, велосипед.

— учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины.

— наблюдая за приближающимися машинами, ведите с ребенком счет времени, которое требуется машине, чтобы проехать мимо вас. Научившись считать «секунды», наблюдая за машиной, ребенок научиться правильно, определять скорость и предвидеть движение машины;

— научите ребенка определять, какая машина едет прямо, а какая готовится к повороту.

Учите ребенка предвидеть скрытую опасность.

— неоднократно покажите ребенку с тротуара стоящий автобус (спереди) и внезапно выезжающую из-за него попутную машину;

— стоящий автобус (сзади) и внезапно выезжающую из-за него встречную машину.

— кусты, деревья, забор — и машину из-за них.

— движущуюся машину — и машину, обгоняющую первую и выезжающую из-за нее

— движущуюся машину — и встречную, выезжающую из-за первой

Ребенок должен привыкнуть, убедиться своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность. Тогда он сможет предвидеть ее.

Сам вид предметов, мешающий свободному обзору улицы, должен восприниматься ребенком как сигнал опасности, как рекомендация к повышенной осторожности.

Все уроки предвидения скрытой опасности давайте, находясь на тротуаре — чаще у пешеходного перехода или в зоне остановки общественного транспорта.

Формирование навыков соблюдения и предвидения опасности у детей — длительный процесс и для этой цели желательно использовать каждое пребывание на улице с ребенком. Но особенно целесообразно использовать для этой цели путь с ребенком в детский сад, а также первые недели посещения ребенком школы.

Обращайте внимание ребенка на обманчивость и опасность пустынных улиц. На улицах, по которым редко ходят машины, дети часто устраивают игры рядом с проезжей частью, или даже используя проезжую часть. Не увидев машины или даже не услышав их шума, несколько минут, дети часто выходят на проезжую часть, не осмотрев ее, интуитивно полагая, что «улица пуста».

Пустынные улицы с редким движением машин не менее опасны, чем оживленные улицы!

Родителям, у детей которых имеются значительные отклонения по зрению,

и, в частности используются очки, необходимо учитывать, что при этом наблюдение и ориентирование ребенка на дороге резко осложняется.

Такой ребенок должен быть еще более внимательным, т.к. он может ошибиться в определении расстояния от машины и ее скорости, имеет больше вероятности не заметить машину. «Боковое зрение», играющее важную роль для того, чтобы заметить машины, приближающиеся сбоку, у детей со слабым зрением и в очках на много слабее, чем у детей с нормальным зрением.

Целесообразно, чтобы ребенок в очках компенсировал недостаток бокового зрения более частыми и тщательными поворотами головы и просмотром улицы вправо и влево, в частности, в тех местах, где могут появиться машины, выезжающие с правым поворотом из-за угла.